погода Харьков
купить видеорегистратор

Целевая программа «Родной край»

Арнольдов Н.А. – к.и.н., учитель Кошкинской школы

Бутрина Н.М. – директор Новосемейкинской школы им. Е.М. Зеленова

Ганин А.А. – главный специалист отдела развития Северо-Западного управления министерства образования и науки Самарской области

Самойлов М.С. – руководитель окружного методического объединения преподавателей истории, учитель Красноярской школы

Содержание и актуальность проблемы.

Одним из необходимых направлений развития общества в нашей стране  в настоящее время является воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, воспитание у подрастающего поколения любви к родному краю, бережного отношения к историческому и культурному наследию своего Отечества.

 

Коренные преобразования в стране  конца XX века, определившие крутой поворот новейшей истории России, сопровождались негативными изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов воспитания патриотизма.

 

Отказ от коммунистической системы воспитания, где на первое место  выдвигалось идейно-политическое направление, повлек за собой игнорирование такой его составляющей, как патриотическое и гражданское воспитание. Замена категории «воспитание» на «образование» привело к стыдливому замалчиванию почти на десятилетие таких ценностей, как «Родина», «Отечество», «Гражданин» и др.

 

Подъем в последнее время национального самосознания обусловил социальный и государственный заказ на более глубокое изучение исторического прошлого своего народа, обращение к истокам народной культуры, переосмысление духовной жизни общества. Появился ряд документов и государственных программ, касающихся патриотического воспитания граждан, где возрождение и развитие патриотизма рассматривается как важнейшая цель и социальная ценность, основа духовно-нравственного единения всего Отечества.

 

Многовековая история нашей страны свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

 

Патриотизм и гражданственность  неразделимы. Ведь полноценный гражданин страны не может не быть патриотом. А патриотизм реализуется через социально позитивную гражданскую деятельность.

 

Гражданско-патриотическое образование - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

 

В таких условиях на местном уровне актуальным станет разработка окружной комплексной программы по изучению и сохранению исторического прошлого малой Родины: районов, поселений, улиц, семей и личностей. Такая программа станет базой, основой воспитания патриотизма, гражданственности, любви и уважения к своей малой и большой Родине, понимания ее красоты и неповторимости не только для подрастающего поколения, но и для современников, родившихся и живущих на территории на нашего края.

 

История государства в целом складывается не только из деятельности Центра, но и из цепочки отдельных исторических достижений всех регионов страны. Каждое звено этой цепи имеет вполне самостоятельное региональное значение. Раскрыть как можно полнее весь потенциал региональной истории, а также привести его в действие, воспитывая новые поколения на прмерах местной истории (включая историю каждого района, каждого населенного пункта и каждой семьи) – в этом и состоит актуальность данной программы.

 

Структура программы включает в себя знаниевый, деятельностный и так называемый рефлексивный, интерактивный компоненты, предполагает осуществление разноуровнего подхода при реализации программы и освоении содержания, учет возрастных, индивидуальных, социально-групповых особенностей потребителей. Мы выделяем структурный компонент для детей дошкольного и младшего школьного возраста, блок для учащихся основной и старшей школы, блок для взрослого населения, занимающего как заинтересованные позиции, так и в настоящее время индифферентного к заявленной теме.

 

Цель и задачи Программы

 

Данная Программа является комплексной, долговременной и открытой для введения новых направлений, блоков и т.п. Поэтому можно выделить стратегическую цель, этапные цели и групповые (потребительские) цели.

 

Стратегическая цель Программы -  развитие системы патриотического воспитания молодых граждан, способной на основе формирования патриотических чувств и гражданского сознания обеспечить решение задач по консолидации социума, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

Основные направления Программы.

 

Основные этапы Программы.

  1. 2009-2010 учебный год – экспериментальный этап. На этом этапе происходит поиск и апробация форм и способов реализации проекта, поиск форм презентации (доведения до потребителя) продуктов реализации проекта. Широкое методическое обучение педагогов и плотное организационно-административное сопровождение Программы. Первичное оформление сетевого ресурса по истории Елховского, Кошкинского и Красноярского районов.
  2. 2010 – 2011 учебный год – коррекционный этап. Разработка окончательного варианта алгоритма работы и содержания проекта. На основе анализа предыдущей работы в рамках Программы выявляются сильные и слабые стороны. Прорабатываются формы и способы совершенствования Программы. Продолжается работа по восстановлению, составлению и сохранению истории малой Родины. Создание педагогической копилки.
  3. 2012 – 2013 учебный год – этап апробации. Целенаправленно заполняются «белые пятна» в истории родного края. Программа может расшириться за счет новых краеведческих направлений (например, литературное краеведение). Создаются более или менее полновесные и максимально доступные (в том числе - сетевые) ресурсы по истории районов.
  4. 2014 – 2015 учебный год – этап функционирования. Продолжение работы по основным направлениям Программы. Создание учебных курсов «Моя малая Родина» - как регионального компонента базисного учебного  плана (см. новые госстандарты обучения). Создание сетевых сообществ историков – педагогов и школьников.

 

Основные результаты Программы для различных целевых групп.

  1. Школьники:
2. Педагоги:
3. Взрослые:
4. Социум:

Печать

постройка ограждений
аренда ялта