Целевая программа «Родной край»
Арнольдов Н.А. – к.и.н., учитель Кошкинской школы
Бутрина Н.М. – директор Новосемейкинской школы им. Е.М. Зеленова
Ганин А.А. – главный специалист отдела развития Северо-Западного управления министерства образования и науки Самарской области
Самойлов М.С. – руководитель окружного методического объединения преподавателей истории, учитель Красноярской школы
Содержание и актуальность проблемы.
Одним из необходимых направлений развития общества в нашей стране в настоящее время является воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, воспитание у подрастающего поколения любви к родному краю, бережного отношения к историческому и культурному наследию своего Отечества.
Коренные преобразования в стране конца XX века, определившие крутой поворот новейшей истории России, сопровождались негативными изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов воспитания патриотизма.
Отказ от коммунистической системы воспитания, где на первое место выдвигалось идейно-политическое направление, повлек за собой игнорирование такой его составляющей, как патриотическое и гражданское воспитание. Замена категории «воспитание» на «образование» привело к стыдливому замалчиванию почти на десятилетие таких ценностей, как «Родина», «Отечество», «Гражданин» и др.
Подъем в последнее время национального самосознания обусловил социальный и государственный заказ на более глубокое изучение исторического прошлого своего народа, обращение к истокам народной культуры, переосмысление духовной жизни общества. Появился ряд документов и государственных программ, касающихся патриотического воспитания граждан, где возрождение и развитие патриотизма рассматривается как важнейшая цель и социальная ценность, основа духовно-нравственного единения всего Отечества.
Многовековая история нашей страны свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Патриотизм и гражданственность неразделимы. Ведь полноценный гражданин страны не может не быть патриотом. А патриотизм реализуется через социально позитивную гражданскую деятельность.
Гражданско-патриотическое образование - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
В таких условиях на местном уровне актуальным станет разработка окружной комплексной программы по изучению и сохранению исторического прошлого малой Родины: районов, поселений, улиц, семей и личностей. Такая программа станет базой, основой воспитания патриотизма, гражданственности, любви и уважения к своей малой и большой Родине, понимания ее красоты и неповторимости не только для подрастающего поколения, но и для современников, родившихся и живущих на территории на нашего края.
История государства в целом складывается не только из деятельности Центра, но и из цепочки отдельных исторических достижений всех регионов страны. Каждое звено этой цепи имеет вполне самостоятельное региональное значение. Раскрыть как можно полнее весь потенциал региональной истории, а также привести его в действие, воспитывая новые поколения на прмерах местной истории (включая историю каждого района, каждого населенного пункта и каждой семьи) – в этом и состоит актуальность данной программы.
Структура программы включает в себя знаниевый, деятельностный и так называемый рефлексивный, интерактивный компоненты, предполагает осуществление разноуровнего подхода при реализации программы и освоении содержания, учет возрастных, индивидуальных, социально-групповых особенностей потребителей. Мы выделяем структурный компонент для детей дошкольного и младшего школьного возраста, блок для учащихся основной и старшей школы, блок для взрослого населения, занимающего как заинтересованные позиции, так и в настоящее время индифферентного к заявленной теме.
Цель и задачи Программы
Данная Программа является комплексной, долговременной и открытой для введения новых направлений, блоков и т.п. Поэтому можно выделить стратегическую цель, этапные цели и групповые (потребительские) цели.
Стратегическая цель Программы - развитие системы патриотического воспитания молодых граждан, способной на основе формирования патриотических чувств и гражданского сознания обеспечить решение задач по консолидации социума, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- Сформировать у молодых граждан знания об истории, культуре своей малой родины, повысить интерес молодежи к истории и современному развитию Родного края.
- Воспитывать патриотические чувства и гражданское сознание на основе исторических ценностей и роли малой Родины в судьбе России, воспитывать уважение к достижениям старших поколений земляков, чувство гордости за свой край.
- Формировать у молодых граждан готовность и способность защищать свободу и независимость своего Отечества, представлять интересы своей страны на международном уровне.
- Поддерживать работу педагогических коллективов образовательных учреждений, творческих объединений учреждений дополнительного образования детей, общественных организаций, заинтересованных представителей организаций социальной и духовной сферы, лидеров -общественников; изучать и распространять передовой и инновационный опыт по данному направлению.
- Составить перечень имеющихся объектов (памятников, памятных мест, музейных комнат, памятников природы, исторических достопримечательностей и т.п.), работа с которыми позволит решать поставленные задачи, вести работу по охране памятников истории и культуры, разработать методические рекомендации по эффективному их использованию в социальной практике.
- Сформировать комплекс нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
- Создать условия для активизации творческого потенциала участников программы в деле патриотического воспитания.
- Разработать учебно-методический комплекс для каждой возрастной группы и циклограмму мероприятий по его освоению (содержание, количество, перечень занятий, маршруты экскурсий, плановые встречи с представителями ветеранских организаций, представителями органов власти, деятелями науки, культуры, духовных организаций, средств массовой информации).
- Создать условия для трансляции позитивного опыта работы по реализации программы.
- Создать и поддерживать систему межведомственного взаимодействия по реализации программы.
- Создать механизмы по привлечению дополнительных средств и ресурсов для реализации программы на муниципальных и региональном уровнях.
Основные направления Программы.
- Диагностическое
- Учебно-воспитательное
- Проектное
- Информационно-технологическое сопровождение.
- Организационно-административное обеспечение.
- Методическое сопровождение.
Основные этапы Программы.
- 2009-2010 учебный год – экспериментальный этап. На этом этапе происходит поиск и апробация форм и способов реализации проекта, поиск форм презентации (доведения до потребителя) продуктов реализации проекта. Широкое методическое обучение педагогов и плотное организационно-административное сопровождение Программы. Первичное оформление сетевого ресурса по истории Елховского, Кошкинского и Красноярского районов.
- 2010 – 2011 учебный год – коррекционный этап. Разработка окончательного варианта алгоритма работы и содержания проекта. На основе анализа предыдущей работы в рамках Программы выявляются сильные и слабые стороны. Прорабатываются формы и способы совершенствования Программы. Продолжается работа по восстановлению, составлению и сохранению истории малой Родины. Создание педагогической копилки.
- 2012 – 2013 учебный год – этап апробации. Целенаправленно заполняются «белые пятна» в истории родного края. Программа может расшириться за счет новых краеведческих направлений (например, литературное краеведение). Создаются более или менее полновесные и максимально доступные (в том числе - сетевые) ресурсы по истории районов.
- 2014 – 2015 учебный год – этап функционирования. Продолжение работы по основным направлениям Программы. Создание учебных курсов «Моя малая Родина» - как регионального компонента базисного учебного плана (см. новые госстандарты обучения). Создание сетевых сообществ историков – педагогов и школьников.
Основные результаты Программы для различных целевых групп.
- Школьники:
- доступный широкий учебный и воспитательный краеведческий ресурс (знаниевый уровень);
- умения исследовательской и поисковой работы в ходе деятельности по реализации Программы (деятельностный уровень);
- возможность развить и реализовать творческий потенциал.
- социальные навыки;
- расширение возможностей ранней профориентации и допрофессиональной подготовки.
- активизация творческого потенциала в деле патриотического воспитания и гражданского образования;
- формирование комплекса нормативно-правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания и образования;
- новые стимулы для развития общеобразовательной и воспитательной работы с учащимися.
- создание сетевого сообщества с возможностью удобного дистанционного обмена информацией и мнениями.
- возможность сознательного включения в создание истории края;
- получение доступной и интересной информации;
- возможность совместной работы с детьми.
- увеличение числа социально-активных и социально-позитивных граждан;
- консолидация социума, поддержание общественной и экономической стабильности, упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации.