Фронтовик - Педагог - Гражданин c. Красный Яр - Арнольд Георгий Николаевич

Воспоминания учителей, работавших с Георгием Николаевичем Арнольдом

 Гавриленко Лилия Николаевна

Георгий Николаевич Арнольд - старый интелегент, прошедший тяжелый жизненный путь: война, плен, лагерь «Гулага». После войны судьба Георгия Николаевича привела в Красноярскую СОШ. Работал он до конца жизни своей в качестве учителя немецкого языка. Внимательный, обходительный, высокой культуры, с большими познаниями во всех областях жизни, он любил детей и свою работу, очень много сотрудничал с местной районной газетой, отлично играл в шахматы. Глядя в его смеющиеся глаза, видя излучение доброты, нельзя было сказать ему что-то грубое, обмануть, нагрубить. Порой, как ребенок он мог смеяться до слез, рассказывая о проказах какого-нибудь Вани или Пети на уроке или на перемене. Дисциплина на его уроках не всегда была отличной, но он покорял безупречными знаниями немецкого языка и выдержкой.

Только однажды, уже больной, при посещении его на дому, Георгий Николаевич, прослезившись, сказал: «Какая у меня была трудная жизнь». Но, глядя на него, еще здорового, улыбающегося, всегда интересующегося самочувствием другого человека, трудно было поверить, что он страдает, болеет. Он, как солнышко, полное оптимизма, передавал другому уверенность в себе, способствовал изменению настроения, никогда ни на кого не обижался.

Светлая ему память!

Ваганова Валентина Ивановна

 Ваганова Валентина Ивановна вспоминает Георгия Николаевича Арнольда добрым, веселым, отзывчивым человеком. Кроме того, Георгий Николаевич был очень активным в школьной жизни, часто принимал участия в различных общественных мероприятиях, читал свои стихи. Эти стихи часто печатались в газетах. Георгий Николаевич часто посвящал свои стихи школе.

Георгий Николаевич отличался своеобразным общением с окружающими учителями. Во время приветствия и разговора он брал собеседника за руку, показывал этим свой интерес  и проявлял уважение.

С учениками Георгий Николаевич лестно находил общий язык. Как говорит Валентина Ивановна – он их понимал. Поэтому дети его любили, хотя, порой, пользовались его добротой.

Нам очень не хватает Георгия Николаевича…

Из газеты "Красноярские новости"

«Уныние – не мой удел, я – оптимист по жизни»

Георгий Николаевич Арнольд родился 25 марта 1919 года в городе Симбирске. Его отчий дом находился в двух шагах от дома Ульяновых. Возможно, такое соседство послужило толчком к тому, что спустя годы брат Георгия Николаевича, Всеволод Арнольд, занялся изучением биографии В.И. Ленина, издав впоследствии книгу. Но еще больше интересовался Всеволод семейными корнями. Семья Арнольд по материнской линии – дворянского происхождения. Только ведь в годы становления советской власти нельзя было говорить об этом – «голубая кровь» могла тогда привести к большим неприятностям.

Родители Георгия Николаевича, Николай Николаевич Арнольд и Александра Ивановна Книппер познакомились в Симбирске. Несмотря на такие фамилии, семья считается русской: предки когда-то приняли православие, и , стало быть, утратили национальные корни. Говорили здесь только на русском языке, но все дети – Георгий, Мария, Варвара, Елена и Всеволод – имели способность к усвоению иностранных языков.

Кормильцем в семье был отец. В 1926 году его переводят из Ульяновска в Самару, куда переезжает и семья. Отсюда Георгий Николаевич уходит на фронт добровольцем, хотя из-за слабого зрения мог этого и не делать. Закончил школу военных переводчиков, был направлен в Москву, в главное развед-управление Красной Армии. И все шло как надо до тех пор, пока Первый гвардейский корпус, куда Георгий Николаевич Арнольд был переведен, не попал в окружение. Далее для него начинается черная страница жизни. Больная нога помешала выйти из окружения вместе со всеми, и делать это пришлось в одиночку:

- Украинские женщины мне очень помогали. Давали приют и пищу, кормили последними крохами… В одной из хат дед предложил мне щей. Ем, радуюсь, им даже не предполагаю, какой ценой мне придется расплатиться за такое гостеприимство. Оказывается, внука отправили за немцами, и меня забрали в плен. В Германии работал на фабрике искусственного шелка, во вредном цеху, тянул из вискозы шелковую нить. Когда нас освободили. Радости не было предела. Но оказывается, главные страдания ждали меня впереди. На Родине мне дали 10 лет тюрьмы. Потом была амнистия…

Долго надеялся Георгий Николаевич, что справедливость будет восстановлена, и ждал ответа из военной прокуратуры, куда послал прошение.

Сначала Георгий Николаевич работал учителем в Приволжье. Там, среди его многочисленных учеников был П.С. Гроссман, «скромный, воспитанный и смышленый парень». Потом Георгий Николаевич Арнольд был неизменным селькором газеты «Красноярские Новости». Писал только о хорошем: об интересных событиях, о честных и достойных людях, дарил свои поэтические строки. И учил детей.  Добряк по натуре, он никогда не заставлял усваивать немецкий язык «из-под палки». Кто имел на это желание, знал его отлично.

Рассказ о Георгии Николаевиче казался бы не полным, если бы мы не вспомнили о его супруге, Софине Федоровне, удивительной женщине, ныне покойной. Она была для Георгия Николаевича настоящей опорой. Вела дом и приусадебное хозяйство. Являлась членом общества слепых, нередко отправлялась в дома этих людей – им так нужно было общение.

Последние годы Георгий Николаевич жил с семьей младшего сына Владимира. Домочадцы утверждают, что с дедушкой было невозможно поругаться, он все переводил в шутку.

25 марта 2004 года Георгию Николаевичу исполнилось 85 лет. К тому времени он был полностью доволен жизнью. Взрослые дети, 11 внуков. Говорил, что люди не должны падать духом, должны обладать мужеством, чтобы пережить любую ситуацию. Он умел делать это.

7 октября 2004 года Георгия Николаевича Арнольда не стало. Его нет с нами уже 6 лет. Но наша память всегда будет хранить светлые воспоминания об этом замечательном человеке!

 

Статья подготовлена с помощью архива газеты «Красноярские Новости»

«Школа»

Ты к себе притягиваешь, школа,

Очень сильно, властно, как магнит.

Не пройдусь по гулким коридорам,

И теперь моя душа болит.

По тебе душа болит и ноет,

Мне б опять войти к ребятам в класс.

Учим мы, мечтая о покое,

А покой придет и тянет в школу нас.

Нам, учителям, ужасно трудно

Покидать навечно класс ребят.

Без работы школьной очень трудно,

И порою сам себе не рад.

Школа! Школа! Для меня навечно

Ты и жизнь моя, и плоть, и кровь.

По тебе тоскую я, конечно,

Ты мне словно, первая любовь.

Арнольд Г.Н. 1979 год

Печать E-mail