Историко-краеведческий обзор с. Шилан

Древняя история Поволжья.

 В Среднем Поволжье люди появились еще в раннем палеолите, то есть более 200 тысяч лет назад. Раньше  единственным доказательством этому было  каменное  рубило – случайная, поэтому мало объясняющая находка. В прошлом году сделана сенсационная в областном масштабе находка стоянки первобытных людей, бесспорно доказывающая древнейшее время заселения края.

 

С этого времени Среднее Поволжье становится ареной активных исторических событий, о чем говорят следы деятельности людей ашельского и мустьерского эпох позднего палеолита.

С эпохи мезолита наш край становится зоной контакта различных по происхождению культурных общностей. Первым из народов Поволжья, имя которого можно назвать (по мнению большинства историков) – индоевропейцы – предки многих народов Европы и Азии. Эти племена оставили в степях от Урала до Днестра множество могильников – курганов и укрепленных поселений.

Археологи различают 9 локальных групп внутри ямной культуры. Это, скорее всего, признаки разделения одного общего предка всех индоевропейских народов на различные народы. В Среднем Поволжье проживала группа, названная ямно-полтавкинской культурой.

Тогда, в середине III тысячелетия  до нашей эры, это были кочевники-скотоводы. Их считают изобретателями боевых колесниц. С их помощью индоевропейские народы побеждали своих противников и смогли расселиться на огромных территориях  от Атлантического океана до Индии и Китая. Главным  оружием кочевников  являлись очень изящные по форме боевые топоры.

Важным памятником ямной культуры является курган №1 Утевского могильника. Богатейший для того времени набор вещей и огромная величина насыпи кургана показывают, что похороненный пожилой мужчина был не простым человеком, и даже не вождем небольшого рода, а вождем большого и сильного племени или даже союза племен. Не исключено, что имя вождя обожествляли впоследствии, и о нем рассказывают, может быть, различные легенды.

Потомки ямной культуры в Поволжье – племена срубной культуры, названной так за обычай хоронить своих покойников в срубе из 2-х – 4-х венцов бревен под курганной насыпью. Наш край явился центром формирования этого народа. В области изучено 50 курганных могильников с более чем тысячью погребений и около 40 поселений.

Окрепнув в XVII – XVI веках до нашей эры, срубники превратились в ведущую силу юга всей Восточной Европы. И позже они начинают расселяться  в Приуралье, в Казанское Поволжье, в бассейн Оки и Верхней Волги, на Дон и Днепр.

С уходом индоевропейцев степи Поволжья занимают савроматы и сарматы – народы  по культуре, языку и происхождению очень близкие скифам, о чем писал еще Геордот. Безусловно, контакты с соседями оставили свои следы у современных народов Поволжья.

Этим кочевникам на смену приходят народы, напрямую связанные с современными народами нашего края и села Шилан – русскими, мордвой, волжскими татарами, чувашами и казахами.

 

 Село Шилан.

 Шилан образован  1852 году переселенцами из 4-х мордовских сел тогдашней Симбирской губернии: Пылеево, Радаевка, Сайнеле и Трокшкужо. Причем  жители двух последних построили свои дома в том же порядке, с теми же соседями, что и на старом месте. До сих пор эти названия сохранились  в названии улиц села.

Причина переселения, видимо, перенаселение, поэтому нехватка земель, а не гнет помещиков, как это считалось раньше. Инородцы, так называлось нерусское население Российской империи, никогда не были крепостными и не могли принадлежать помещикам, поэтому мордовские крестьяне были казенными или государственными, то есть несли тягло – платили налоги только в казну. И переселились они на государственные земли, которых в Самарской губернии было очень много.

Переселенцам очень понравились целинные нетронутые земли в низине маленькой, поросшей камышом и осокой речушке. Это пробивались из-под земли кристальной прозрачности ключи. По ним и речка, и лепившиеся по ее берегам избы стали называться Шиланским ключом, а позже просто Шиланом.

В 1856 году  была  проведена первая ревизия, то есть  перепись  населения с целью            исчисления  налогов. По  ревизии  в  селе  проживало  542 души, т.е. мужчин трудоспособного возраста (женщин тогда за души не считали). Были среди них каменщики, плотники, валяльщики. Но в основном это были крестьяне. Главное средство существования, общинная земля,  делилась по количеству душ в семье. Земли делились на участки по качеству и плодородию. Из каждого участка мужчина получал по 1 десятине (это 106 га). Передел земли происходил по решению общины один раз в 6 или 12 лет.

Из полученных доходов семья платила налоги, также зависевшие от количества мужчин. В эти платежи входили: сельский сбор, сбор на волостные расходы, земской и казенный (самый большой) сборы. Из земских платежей крестьян оплачивался труд учителей и врачей, содержание школы и приобретение лекарств.

Доходы были небольшими, поэтому крестьяне вынуждены были брать землю в аренду у соседских помещиков – Чубова и Неялова. Плата за аренду была довольно высокой – 7 рублей за десятину, а перед революцией поднялась до 14 рублей или 40% урожая. После Столыпинской аграрной реформы среди крестьян росло недовольство и неравенство. К 1914 году из 300 хозяйств в Шилане 87 были безземельными. Чтобы выйти из положения некоторые крестьяне держали одну корову на два двора. Зато зажиточные семьи имели трех лошадей, двух-трех коров и до тридцати овец.

Сельскохозяйственные машины появились с 1910 года, да и те были с конным приводом. Аксаковский плуг был доступен лишь богатым или кооперированным крестьянам.

Большой проблемой тогда было написать письмо родным и односельчанам-солдатам или прочитать письмо от них. Грамотных людей Шилана можно было перечесть на пальцах одной руки. Недаром их имена народная память сохранила до сегодняшнего дня: Николай Ершов, М. Ф. Стекольщиков. Очень уважали их односельчане, потому что к ним шли с низким поклоном при надобности.

Зато в селе была высокая церковь, срубленная из огромных бревен, звоном своих колоколов созывавшая христиан на молитву. При ней и была создана в 1874 году первая церковно-приходская школа. Это значит, системы обучения, к которой привыкли мы (с разделением учащихся на классы по возрасту, уроки с партами  разных кабинетах) не было. Ученики разных возрастов занимались совместно в одной

небольшой комнате – церковной сторожке. Ходили в школу по желанию (из 300 детей только 30), и, когда наступала пора полевых работ, занятия прекращались. Уроки вел поп. Знания он давал простейшие: письмо и счет, знание молитв и Закона Божьего.

В 1895 году в этой школе стала работать первая учительница – Надежда Михайловна Пятова. Она преподавала арифметику и русский язык. Ее занятия стали впервые посещать несколько девочек.

В 1898 году открылась Земская школа (то есть государственная, а не церковная). В 1903 году после ходатайства управляющего казенными землями Ивана Васильевича Попова и при содействии передовых людей села – Сыресина Василия, Гарькина Михаила, Разина Василия – на земские средства было построено специальное школьное здание. Первыми учителями в новой школе были Мария Ивановна Макрова, Варвара Васильевна Зайцева, Иван Васильевич Сударев.

Обучение было 4-х, а затем 6-ти классным. Но из сотни ребят, поступивших в первый класс, заканчивали школу лишь пять. Большие трудности создавало плохое знание русского языка, нехватка средств у родителей, из-за которой дети должны были очень рано начинать работать. Много хуже дело обстояло с медицинским обслуживанием: медпункт был только в Красном Яре, где «пользовал» один фельдшер.

 

 История мордвы

Мордовский народ принадлежит к финно-угорской языковой семье индоевропейских языков. Ещё во II тысячелетии до н.э. от праиндоевропейских народов отпочковалась часть, заселившая северные леса Европы от Скандинавского полуострова до Урала. В свою очередь, этот народ- предок разделился на несколько ветвей и дал начала многим современным народам. Это Мордва, Марийцы, финны, эстонцы и венгры.

В  Поволжье Финно-угорские племена оставили след в виде ананьинской археологической культуры VIII-III века до н.э. Предки Мордвы тогда занимались придонным пастушеским скотоводством и мотыжным земледелием, разводили лошадей, были знакомы с металлургией железа и бронза, с обработкой кости и ткачество.

Напрямую культуры финно-угорских народов средневековья-Мордвы и Муромы сложились при участие трёх компонентов: городецкой, пьяноборской, зарубенецкой культур, пришедших в Поволжье, соответственно, с запада из бассейна реки Оки, с востока из Прикамья.

В начале нашей эры Мордва оказалась в трудном положение: между двух сильных государств (Киевская Русь и Волжская Булгария) Видимо главным условием сохранения национальной самобытности  Мордовского народа явилось его подчинение киевским князьям ведь русский народ никогда не отличался стремлением к насильственной ассимиляции покоренных народов. У Мордвы в составе Руси схоронилось самоуправление, язык, обычаи. Зависимость выражалось в выплате с начала полюдье затем дани а позднее систематических налогов в государственную казну. Вряд ли бы народ пользовался такой свободой в составе Волжской Болгарии и Золотой орды.

Только в XII веке на мордовских землях был основан русскими город Нижний Новгород. Но опять-таки, не как аванпост покорителей и угнетателей, а как центр экономической и торговой связи двух народов.

Во время разгрома Руси моголами мордовские князья смогли сохранить относительную самостоятельность. Во многом этому способствовал современный для того времени комплекс вооруженя мордовских войнов. Он носил юго-восточный , степной характер: сабли и палаши, боевые ножи, степного типа луки и стрелы, легкие боевые топорики, копья. Как и другие родственные племена- весь, меря, мещера- мордовские войны практически не использовали доспехи, кроме щитов.

Пожалуй, единственный эпизод отражающий добрососедскую историю взаимоотношений русского и мордовского народа, связан с битвой на реке Пьяне.

В 1377 монгольский царевич Арапша, перешедший к Мамаю из Синий Орды, выступил в очередной грабительский побег на Русь. Причём, мордовские проводники взялись указать монголам безопасный путь. Навстречу им выступила объединённая московская и нижегородская рать. Но поверив слухам, что монголы далеко, предводители войска повели себя очень беспечно, показывая дурной пример своим войнам. Вот так об этом пишет Новгородская Четвёртая летопись: « Они же оплошали и небрежно ходили, доспехи свои на телеги свои сложили, а инья в сумы. А у иных сумеци ( лёгкие летательные копья) ещё посажены были, а щиты и копья не приготовлены. А ездят, одежды свои с плеч спустив, а петли расстегнув, будто в бане разопрев. А где находили мёд или пиво- выпивали допьяна, без меры, воистину за Пьяною пьяны. А князья их и бояре старейшие и воеводы те все поехали на охоту, думая, что дома. А в это время князья мордовские подвели тайно рать татарскую». Разгром русского войска был полнейший. Его усугубили набеги мордвы, двинувшихся по следам монголов в русскую землю. Месть нижегородского князя была страшной, многих он потопил в Пьяне, где ещё плавали трупы россиян, в следующую зиму опустошил без битвы всю землю Мордовскую, некоторых знатных пленников казнил затем в Нижнем Новгороде.

Но, как говорят, исключения подчёркивают правила двум миролюбивым по национальному характеру народам нечего было делить. В дальнейшем русские и мордовские крестьяне рука об руку осваивали плодородные земли Поволжья.

Мордовские поселения в Самарском крае появились с конца XIII века. Например, огромное поселение мокши площадью более 2 кв. км и могильник в 17 га у села Муранка или эрзянский могильник на поляне имени Фрунзе в черте города Самары.

Мордовские крестьяне, как и другие народы, находились даже в бане в выгодных условиях, чем русские. Ведь они не знали крепостного права- они были государственными крестьянами, т.е. тягло или повинности несли в пользу казны. Поэтому они и не знали издевательств помещиков.

Особо крупная волна переселения из Мордовии в Среднее Поволжье приходится на середину прошлого века. Это связано с общим кризисом крепостнической системы. Она вызывала разорение хозяйств, нехватку земель, обнищание крестьян. В поисках лучшей доли и свободных земель и переселялась мордва целыми деревнями. Так возникли эрзянское село Шилан и мокшанское Старая Бинорадка  нашего района.

Древние обычаи

Ещё до введения христианской веры у них не было идолов, но они преклонялись невидимому Всевышнему Существу, приносили ему в жертву лошадей, быков и других животных.

При бракосочетании невесту относят к жениху нароже и говорят: « Вот тет, вергас, уча», т.е. «вот тебе, волк, овца!»  Тут невеста приходит в исступление, вопит изо всех сил, немилосердно царапает себе лицо. Лицо её бывает закрыто фатою или вышитым полотенцем…

Мокша и эрзяне разнятся между собою языком, произношением, одеждою, и некоторыми обычаями. Головной убор мордовок эрзянских состоит  в кике, называемой ими панга, невысокой, не обвешанной гремушками, но слегка вышитой и завязываемой на  затылке пришитыми лентами. Девицы носят одну повязку, из- под неё выпускают заплетённую косу. Одежда мужчин такая же как у русских. А. Леопольдов « Статическое описание Саратовской губернии 1839».

Мордовские песни и частушки

Частушки:

иля яка пирь удалга

иля шшке росада

иля вечке монь алужом

иля тее монь досада.

 

Ютан верде ютан алга

Ютан матанянь вальмалга

Монь матанянь кудосо

Гитаразо тулосо

 

Монь алужо самарсо

Яки ашо панарсо

А мон теке вересе

Юбкам кото келесе.

 

ШИЛАН ВЕЛЕ, ВЕЛЕ

(слова и музыка Синегубовой Е.Е.)

 

Пиже пакся ютксо

Лейне чуди

А лейненть кувалма

Велине ащи

Припев: Шилан-веле ,веле

Шилан- мазы ,веле

Шилан- эрзянь веле

Шилан- покш веле

Ульсяндо келейнеть

Кудондо вадрят

Эрить те велесенть

Сякойть нацият

Припев.

Ленин Лакавасто

Веленьтень сакшнось

Олеконь кудосонть

Сходкат пурнакшнось

Припев.

Те эрямонть кисе

Сякой шка ютась

Ламо народонок

Войнастонь емась

Русские в Поволжье.

Первые следы славян в нашем крае оставили племена 5-7 веков, получившие в археологии название именьковской культуры. Кроме явных связей с другими славянскими народами вплоть до Праги, они оставили чисто славянские названия: Сок, Бездна, Майна, Сулица, Утка и др. Эти названия упоминается уже арабским послом Ибн-Фадланом в 922 году.

Новый этап освоения края русским народам начался с середины 12 века, когда Иваном Грозным была ликвидирована опасность со стороны Казанского и Астраханского ханств. Начало мирной экономической колонизации положили бежавшие от усиливающегося гнёта феодалов крестьяне из центральных районов страны. Они явились основным источником формирования волжского казачества- своеобразной свободной народной республики.

Этим вольным людям- «всякому сброду и наволоке» и принадлежит заслуга начального освоения края. Некоторые исследователи (ГордеевА.А. и др.) считают даже, что основным центром зарождения казачества были  приволжские степи южнее Казани. Ведь здесь в конце 60-ых годов 15 века возникли первые казачьи городки- гораздо раньше, чем на Дону.

С нашим краем связаны имена известных казацких атаманов: Ивана Кольцо, М. Бритоусова, Б. Барбоши, М. Пана, С. Балдыря, самого Ермака Тимофеевича -покорителя Сибири. Хрестоматийными стали легенды и предания о засадах, укреплённых городах, кладах в Жигулях. В основе этих преданий лежат реальные факты. Но процесс формирования волжского казачества своего завершения не получил. Казачья вольница на Волге была разгромлена. Это связано с началом государственной колонизации края, которая активно началась с конца 12 века по нескольким причинам. Первая  и пожалуй главная- защита землевладельцев от постоянных набегов кочевников. Вторя- желание контролировать богатейшую торговую артерию Волги. Третья- свободные и плодородные земли Заволжья могли решить земельный кризис центра России.

Борисом Годуновым   при царе Фёдоре Ивановиче в собственное царственное были основаны город Самара 1586, Царицын 1859, Саратов 1590. Это были небольшие крепости- опорные пункты. Например, Самара в 17 веке представляла из себя городок – острог с 6 жилыми квартирами внутри и двумя слободами вне крепостной стены. На всём протяжении века посадское население не превышало 350-400 душ мужского населения. Население пополнялось за счёт беглых «гулящих», казаков, отставных стрельцов, и т.д. Гарнизон крепости состоял из 200 казаков, 65 иноземцев и 33 дворян. Кроме того, в гарнизон входили присланные к городу сортовые казаки. Боеспособность была не плохой, что подтверждают факты устойчивой обороны крепости в 1639 году, от десятитысячного калмыцкого войска и окончательный разгром кочевников в 1644 году совместно с гарнизонами других поволжских городов.

Русские переселенцы  несли в Поволжье новые методы земледельческого и ремесленного производства, мирно уживались с коренным населением- татарами, чувашами и мордвой,  и вместе с ними осваивали новые территории края. Уже в 17- 18 веках возникали сёла и деревни со смешанным населением. Для  их зашиты от набегов кочевников и была построена Новая Запасная оборонительная линия, с новой порой начинается следующий этап в освоении Поволжья и основание села Красный Яр.

Была переменена система создания непрерывных, различного вида  полевых и лесных препятствий.

Двести с лишним лет тому назад корреспондент Айодеским жаун П.И. Рычнов писал: « В 1732 году начата была так называемая Запасная линия.., по ней были построены во многих местах регулярные крепости, ретрониметры, фельдшанцы, редуты..

Толчком к строительству такого вида укреплений была сложившиеся в то время острая политическая обстановка в Среднем Поволжье и Приуралье. Трудовой год опасных народов тянулся к взаимоотношению и дружбе с русским народом. Мордва, чуваши, татары и башкиры не только добровольно присоединись к России, но и доброжелательно и проникновению русских в свои земли. Происходило естественное миролюбивое освоение тружениками земли обширного и малонаселённого края.

Сохранился правительственный союз о строительстве этого укрепления, подписанный императрицей Анной Ивановной 18 марта 1732 года. В нём сказано: « Указали мы тайному советнику Фёдору Наумову делать линию следующим порядком: 1) линии быть от Алексеевского до красного Яру, 2) От Красного Яру до Сергиевского по реке Сок; 3) От Сергиевского вести линию прямо через Тарханский лес до речки Кичун, усматривая, что бы места для поселения были довольным, а Башкирцев в свои бортные угодья пропускать при крепостях; 4) А делать сперва линию от Алексеевского до Красного Яру, а через Тарханский лес за сену, а от Тарханского лесу до реки Кичун можно и по окончании работы делать линии до Соку»

П.И. Рычков писал, что : « К построении сей линии определены были Казанской, Нижегородской и Воронежской губерний Крестьяне»количество которых в летний сезон 1732 года составило 15.000 человек.

Укреплённая линия была построена за два летних сезона 1731-1732 годов. Общая протяженность составляет около 230 километров, из которых185 расположено на территории  Куйбышевской области, где в её систему входили: три крепости – Алексеевская, Красноярская и Сергиевская; два фельдманца- Чернореченский и  Кондурчинский, а также девять редутов. Эти спорные пункты были соединены между собой непрерывным рвом и валом, а также лесными зарослями. Гарнизонную службу по укреплениям несли ландшадские полки, а также отставные солдаты- жители, вновь созданных военных поколений.

Около крепости Красного Яра очень быстро выросло село с таким же названием.  Этимология названия и роста : « Яр»- это крутой обрывистый берег реки, а «красный»-красивый( сравнение – «красна девица», либо от красного цвета границы.)

Красноярцы были обычными крестьянами; необычным  было их происхождение от отставных солдат. А в 1826 году в красный Яр сослали солдат гвардейских полков, вступивших 14 декабря 1825года на сенатской площади Санкт-Петербурга. Память об этом хранит название одной из улиц села- Гвардейская (ныне кооперативная).

До революции Теперешний рай центр представлял из себя чисто сельское хозяйственное село.  Зерно скупалось купцами осенью. Самым богатым был купец Коробов, имевший огромный сад, знатную конюшню, отстроивший двухэтажную контору из красного кирпича. По весне, во время широкого разлива Сока, и Красному Яру поднимались с Волги баржи. С пристани, построенной  специально- вблизи современной территории Загот – зерно, на них сгружалось зерно прошлогоднего урожая. Дальше оно шло по всей России и даже в Европу.

 

Русские народные обряды и песни.

Свадебные.

Подружки невесты пели, наряжая её:

Ты  подруженька изменница

Ивановна лицемерица

Что сказала: Да замуж не пойду,

В монастырь уйду я монашенкой.

Всех  подружек с собой возьму

А кто у нас будет

Сама буду

Через неделюшку просватали

Не за князя, не за барина.

За простого крестьянина.

За Александра, за Петровича.

 

Когда жених приходил  с товарищами за невестой, подружки сидят за столом в горнице. Пока гости рядятся, торгуются, подружки поют такую песню:

Что ты, сокол, рано прилетел?

Твоя сужена не наряжена,

За дубовый стол не посажена.

Твой тестюшка, не убрался он,

Твоя тёщюшка не устряпалась.

Игра на посиделках молодёжи.

Я качу кольцо,

Я качу кольцо,

Кольцо золотое,

Я возьму его

Ох, за рученьку,

Ой за правую

Поведу его

Вдоль по горнице

Вдоль по- новому

Становлю его

Середь горницы

Середь новова

Подойду к нему

Я близёхонько.

Поклонюсь ему

Я низёхонько

Поцелую я

Я милёхонько.

Выбрав парня, девушка целовала его. Они садились вместе. Выходила другая девушка и заводила эту песню.

 

Волжские татары

Татан - так называлось земледельческое племя, еще четырнадцать веков назад

жившее в северо-восточной Монголии и в Манчжурии.

Племя та-та стала  одной из первых жертв Чингисхана, хотя сам он был та-та  по матери. И тут происходит достаточно редкое явление : не побежденные принимают  имя торжествующих победителей, а наоборот. Любопытное  объяснение дал этому Плано Карпини, монах, посланный папой к монголам, дипломат, историк, разведчик и этнограф. Чингис, дескать, повсюду посылал впереди своего войска татар, и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали:«Вот идут татары.» Сами та-та составляли лишь небольшую долю полчищ Чингисхана.

Большая Советская Энциклопедия утверждает что, лишь в начале XX  века за волжскими татарами закрепилось их имя  в качестве самоназвания.

В то время здесь существовало процветающее государство Волжская Болгария. Болгары, тюрское племя, впрочем были на Волге тоже пришельцами, только куда более давними, чем татары. Еще в VIII веке они пришли сюда из Северного Причерноморья, откуда другая часть племени ушла на Дунай. В Причерноморье же болгары перекочевали из-за Каспия. На Волге и Нижней Каме болгары ассимилировали обитавшие здесь уже несколько тысячелетий финно-угорские племена, ближайшую родню современной мордвы и коми. И, конечно, болгары в значительной степени смешались с этими племенами. Болгары богатела. Она торговала ремесленными изделиями, пушниной и рыбой, рожью и невольниками. Торговала с Персией, Багдадским халифатом, Хорезмом, Византией и русскими княжествами. Вдоль торговых путей росли города: Бумар, Бюлар, Комян-на Волге, Кераманчук- на Каме.

Еще аравские авторы отмечали неоднородный состав населения Болгарии, называя четыре входящих в нее племени: болгары, сувары, эсгень и берсула.

А сами болгары в X веке называли себя народом, рожденным от тюрков и саналибов. Тут они, вероятно, имели в виду под саналибами аборигенов края, финно-угорские племена.

В 922 году болгарский царь Алмуш, пользовался поддержкой болгарского халифа, объединил все болгарские племена, Объявив ислам государственной религией, а сам принял ислам Джафара  ибы Абдалла. Отношения Болгарии с Киевской Русью были то личными, то враждебными. Русские князья совершали походы на Болгарию в 977, 985, 997, 1120, 1164, 1172. 1183, 1186 годах. С XI века болгары делали набеги  на Мурам, Суздаль, Устог и другие русские города. Опасная близость к русским землям заставила болгар перенести столицу подальше- из Болгара в Билир. А в 1006 году заключен обоюдовыгодный торговый договор. В 1229 году заключен военно-оборонительный союз.

Этот народ, сложившийся в основном из тюрков и финно-угров, влился в XIII веке новый элемент- монгольский. Но не только он. Огромное значение имело то обстоятельство, что монголы, кроме бумар, разгромили еще и половцев, лихих степняков, о которых столько пишут ранние русские летописцы. Половцы (они же -кипчаки) населяли южные степи Восточной Европы с XI века.

Многие половцы бежали от захватчиков в соседние страны, в том числе Болгарию. И там оседали. Но главный  поток половецких переселенцев  пришелся на начало XV века. К тому времени Волжская Болгария пережила второй страшный удар монголов: в 1361 году по оправившейся после нашествия Батыя Болгарии прошел с армией хан Булат-Тимур, потомок Чингисхана. Столица страны, город Бамар, была обращена в ничто и в небытие, земли разорены, остатки государственной самостоятельности уничтожены. В эту  обескровленную землю и пришел в тридцатые годы XV века со свитой и войском из кипчаков-половцев Улу-могомет, один из последних ханов Золотой Орды. К тому времени он успел поссориться и со знатью Золотой Орды и со всеми сильными соседями.

Здесь же, на Волге, где не было в тот момент опасных врагов, Улу-Магомет провозгласил себя ханом и построил столицу нового ханства- Казань. Улу-Магомет стал собирать в своих новых владениях половцев. Многие тысячи их перебрались сюда из южных степей, открытых со всех сторон вражеским ударам.

Жители Среднего Поволжья в это время перестают зваться бумарами, монголами, половцами. Во всех письменных источниках их теперь именуют казанцами. Так же, как русских,  соседи долго звали по столице- московитами. Позже соседи стали звать казанцев татарами - «по историческому недоразумению»  как полагается. И казанцы в конце - концов  «меньше века назад»  приняли новое имя. Прямые потомки казанцев  -  нынешние татары Среднего Поволжья. Кто же они? Не монголы и не бумары, не угро-финны и не половцы, а новый народ, с собственной полутысячелетней историей-продолжением  многотысячелетней истории разноплеменных предков этого рода.

Исен месез!

«Дусларым»

Иртэ тацнарда карым талларга,

Озэ узэкне кошларныц мецы,

Аерылсан эгэр сездэн дусларым,

Саргаермын мин белегез шуны.

Кешлар утуен, язлар щитуен
Купме кичердем ге мерлер буе

Кояшлы язым,чэчэкле нузем

Сез ул дусларым белегез шуны

Яинэнэ кузлер,тэмлэнэ суздер

Бетэ таралып куцерэл мецы

Курсем яцадан созне дусларыш

Вехетем артар белегез сидны.

 

«Частушкалар»

Лшнем милый игрек якшы

Алсу чечек подарил

Через забор чыккан чакта

Палка белэн ударил.

 

Аклы читса кулмэгецне

Кидецде мени эле

Эберэкэй сандугачы

Килдецдэ мени эле.

 

Алда була посуда

Гелдэ була посуда

Курдем инде сейгэнецне

Кету кэте басуда.

 

Тракторист-кара крест

Ашадыц башларымны

Син чукынчык яройсындыл

Йолкыдым кашларымны.

 

 

История казахов

Историю казахского народа нужно начинать издалека- ведь он является одним из прямых наследников монгольской империи. Она разделилась на части- улусы, лишь номинально подчинявшихся монголами, почти сразу после пика огромных завоеваний. История двух улусов непосредственно связана с нашими краем и формированием казахского народа- это Золотая Орда и Чжагатайсхая Орда, занимавшая территорию Средней Азии и современного Казахстана.

Уже в 70-е годы XIV века обе они зашатались. Ханы- потомки Чингиза стали игрушками в руках эмиров- военачальников - Мамая в Золотой Орде и Тимура в Чжагатайском улусе. Замечательная победа Дмитрия Донского на Куликовом поле над расколовшем Орду Мамаем расчистила дорогу Чингизу Тохтамышу, который на полтора десятилетия вернул ей былую силу и славу.

Но в двух походах 1391 и 1395 годов Тимур одержал решительную победу и подверг города Золотой Орды такому разгрому, от которого это государство уже никогда не оправилось. Причем, в первом походе решающая встреча противников произошла     18 июня 1391 года на реке Кондурча- приток Сока на территории нашего района.

В январе 1391 года Тимур с 200- тысячным войском выступил из Ташкента. Преодолев степи Казахстана, грозный завоеватель приближался к Волге. Ордынцы отступили в глубь своих владений, рассчитывая, что утомленные многомесячным переходом войска Тимура окончательно истощат свои силы. Но после того, как армия противника вышла н. р. Самару дальнейшее отступление стало невозможным. Во- первых, Тимур  мог прижать войско Золотой Орды к Волге на неудобные позиции и истребить его. Во- вторых, открывался путь к богатым городам Волжской Болгарии. В- третьих, в междуречье рек Самара, Кинель  и Сок (т.е. в наших местах располагались великолепные местные пастбища, которые в засушливое время года представляли особую ценность для конного войска и всего кочевого населения Орды, и оставлять их Тимуру Тохтамыш не хотел.

18 июня 1391 года на реке Кондурча вблизи ее впадения в р. Сок (т.е. почти на территории райцентра) произошла битва. По численности армии Тимура и Тохтамыша были примерно одинаковыми, но Тимур показал себя более опытным и талантливым полководцем. Он применил сложный боевой порядок из семи корпусов- ''кулов'', успешно противостоявший удару с фланга и обходу с тыла- главным и старым приемом монгольской тактики. Кроме того, Тимур навязал сражение в условиях препятствовавших маневру ордынской конницы, по берегу Сока был создан записной рубеж обороны. Он также выделил из состава своих войск резерв, которого в нужный момент у Тохтамыша не оказалось. В военном отношении поражение ордынцев на Кондурче было обусловлено примерно теми же причинами, что и в Куликовской битве, которая, как оказалось, их мало чему научила. Победители подвергли грабежу ставку Тохтамыша, ордынские кочевья и земледельческие поселения на Средней Волге.

Еще один интересный эпизод связан с этой битвой: московский князь Василий I, сын Дмитрия Донского в 1391 году находился в Орде и стал свидетелем этого побоища, т.е. был в наших местах. Летописец говорит, что ''князь Василий Дмитриевич утече у царя за Яик '' и лишь оттуда вернулся в Москву. Московское посольство оказалось непосредственно в зоне военных действий в Самарском Поволжье, где отряды Тимура перерезали все дороги на Руси по Волге и через степь. Чтобы не попасть в плен, пришлось возвращаться окольным путем.

Но и держава Тимура развалилась сразу после его смерти. В 20-е годы XV века на р. Тобол в городе Тура было провозглашено кочевое Узбекское ханство, от которого в середине этого же столетия откололась группа племен.

Постоянные междоусобицы делали Узбекское ханство непрочным. Два султана- Джаныбек и Гирей, возглавив враждебную узбекскому Абулхайр- хану группировки кочевых феодалов и использовав в своих целях недовольство массы кочевников, увлекли за собой некоторые племена и откочевали в долине рек Таласа и Чу. Там, в Семиречье, около 1465 года образовалось самостоятельное ханство во главе с Гиреем, названное казахским. Казахские племена слились с тюркскими жившими еще в Семиречье со времен тюркского каганата VI-VII веков. К этому синтезу присоединилась также с тюркизированными монгольскими племенами Могулистами. Из этих трех компонентов и сложилась в XVII веке казахская народность.

Раскольников прозвали узбек- казахами или просто казахами. Так возникло казахское ханство.

В конце XV века их кочевья занимали очень небольшую территорию_ между озером Балхаш и рекой Сыр- Дарья, а их ханы попали в сферу влияния Монголии. Но уже в середине XVI века казахи контролировали всю степную зону от реки Урала до Иртыша.

Главным их занятием было кочевое скотоводство, а в отношениях тесно переплетались феодальные, рабовладельческие и даже патриархально- родовые элементы. Попав в благоприятные условия, казахи очень быстро растут количественно. Поэтому разделяются на три орды- Большой Жуз, Средний Жез, Младший Жуз. Между ними очень часто возникали кровавые столкновения. Поэтому уже в 1731-1739 годах слабейшие- Средний и Младший Жузы отдались под покровительство- протекторат России. Кроме внешних причин, этому способствовали и тесные экономические связи двух народов.

С середины XVII века раздроблённый казахский народ страдал от постоянных набегов джунгаров из северо -западного Китая. Они  даже захватили Семиречье- основную территорию Большого Жуза. 20-е годы XVII века остались в памяти казахского народа как время великих бедствий. Лишь в 1728 казахи смогли временно объединиться и одержать несколько побед над джунгарами. Но Большой Жуз не был освобождён, а угроза Младшему и Среднему сохранилась.

Помощи можно было ожидать только от России. Хан Тауке, а затем правитель Младшего Жуза Абулхаир  просили царя о военной защите. В 1731 году эта просьба была удовлетворена. Казахи Младшего и Среднего Жуза были приведены к присяге на верность России. Русская армия обеспечила надёжную защиту от китайцев.

В начале XIX века на казахов резко усиливается давление южных соседей- агрессивных Кокандского и Хивинского ханств. Для защиты от них и обращаются казахи к императору Александру I с просьбой о вхождении в состав России. В 1822 году частью империи становится Средний Жуз, в 1824 году Младший Жуз. В 1854 году их примеру последовал Большой Жуз.

Салембердк. Ассаламугалейкум.

 

Казахские песни и частушки

І. Шет шэрсен салынарэ

Жабысэн мыгынарэ

Анашэм бэр озенэ табыларэм.

Припев: Арашэм шалкен кульсем.

 

Алдэмда озен жэрсен

Жорэгем жиртелмайде

Конэлем ортелмайде.

ІІ. Ошкэрган соупкарышем

Кияга жеркалмайде.

Байгыгы озен калсан тулпарэмен.

Припев: тот же

Курбанеш озен димен.

Жалдауга сузендемен.

Анашэма сенэ алсам кузотеймеде.

ЧАСТУШКИ

Кызын энде бой жеткен,бой жеткен

Бай каралмас колдерме

Балан энде ер жоткен,эр жеткен

Каснда отораде.

 

Шуландага  етекте

Тышкан тэсет кетепте.

Менем суйгнг кызэмде.

Орэс алып кетепте.

 

 

История чувашского народа.

История чувашского народа имеет интересную особенность: хотя формирование   чувашских племен в народность произошло сравнительно поздно в XIV-XV веках нашей эры – они сохранили самые древние из всех тюркских языков. Видимо, чуваши жили в определенной изоляции, мало контактировали с другими народами.

Предки чувашей были родственниками волжских болгар, но даже в составе волжской Болгарии чуваши сохранили определенную самостоятельность. Их знают историки под названием болгары-сувазы. В то время как остальные три части болгарского народа приняли ислам, - сувазы остались язычниками.

Разгром монголами волжской Болгарии в XIII-XIV веках привел к массовому переселению предков чувашей на правобережье Волги, где они потеснили местные финно-угорские племена.

В результате слияния болгаро-сувазского населения с финно-угорскими народами к XV веку сформировалась чувашская народность. Разная степень контактов привела к образованию двух основных типографических групп чувашей – верховых (верьял), проживающих в северо-западной части современной Чувашии, и низовых (сенапери) в северо-восточной и южной частях. Промежуточную территорию занимает группа средненизовых анапе енчи, близкая в бытовом отношении к сенапери, а в языковом – к анатри. К этой третьей группе относится большинство чувашей, проживающих за пределами Чувашии.

Во второй четверти XV  века чуваши были включены в состав Казанского хантсва и подверглись жесткой эксплуатации. В Казани чувашские ясачные крестьяне платили 13 видов податей, выполняли военные и трудовые повинности. Их эксплуатировала и собственная верхушка – сотенные и десятские князья (сербю, вондю), тарханы.

Поэтому в 1546 году чуваши и горные марийцы восстали против татар. В мае-июне 1551 года они добровольно приняли русское подданство, а в 1552 году деятельно помогали русским войскам во взятии Казани.

Чувашские крестьяне платили в казну хлебный и денежный ясак, ямские, полонячьи и другие деньги, поставляли в русскую армию по одному войну с трех ясомных дворов. В 20-х годах XVIII века ясомные чуваши были переведены в разряд государственных крестьян и ясак заменен более легкими – подушной податью и оброком.

Широкое участие приняли чуваши в восстании Степана Разина 1670-1671г. Многотысячные отряды чувашей возглавлял полковник Бойбдул Искеев, атаманы Тонбдемир Емабдин и Сергей Васильев.

В середине XVIII века чуваши принимают христианство. В 1707 году русское правительство открыла первую школу для детей-инородцев Поволжья. К 1860 году в чувашских селах насчитывалось более 60 приходских, удельных и казенных училищ. С 1870 года в этих школах начато преподавание на чувашском языке.

 

Частушки.

Анаталла, тавалла

Пан улми кустарлюлла

Перне пери хыт анкалар

Малла пуранмалла

Утас тесен – утатап

Упас тесен чупатап

Савни сан пек ведкнсене

Алла саккар тупатап

 

Велтеренен варрине

Акар мунча тарринне

Ялти япшар херсене

Ярар силос шатакне

 

 

Песня

Вед, вед куккук!

Вед, вед куккук, вед куккук

Варман херне дитичен варман херне дитсесен

Каррат тарне ларсакан

 

Чат чат таван, чат таван

Эпир тухса канчен

Эпир тухса кайсасан

Керекене ларсакан

 

Веет веет тапчак, веет тапчак

Варман херне вит тетчен

Варман херне дитсессен

Юмандине ларсакан

 

Чат чат тавван чат таван

Эпир тухса кайчен

Эпир тухса кайсасан

Тушек дине выртсакан

Печать E-mail