Пусть память сохранит...

Было это на Украине в городе Сталино (ныне Донецк). Двадцать второго июня 1941 года  Левитан сообщил, что в четыре часа утра гитлеровская армия вероломно вторглась в пределы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война. Люди слушали радио и плакали. Вскоре у дверей военкомата собрались очереди. Стояли взрослые мужчины, подростки и старики. На следующий день призванных в ряды Советской Армии эшелонами отправляли на фронт. Среди них был и отец моей бабушки - Пономаренко Пётр Евстафьевич. Горе поселилось вокруг. Остались в посёлке женщины, старики и дети.

Два месяца жили в ожидании писем с фронта, вестей по радио, а в сентябре над городом появилось много самолётов. Это фашисты прилетели бомбить город. Криками, плачем наполнилось всё вокруг. Люди куда-то бежали, прятались. Смешалось всё: пыль, грязь, слёзы. Много домов было разбито, много погибло народу.

В посёлок фашисты въехали на мотоциклах, машинах и танках. Автоматчики оцепили поселковую школу, подогнали машины двух видов. В обычные сажали здоровых детей-старшеклассников и увозили в Германию. В другие, с газовыми камерами, — детей больных, ослабленных.… Некоторые ребята выпрыгивали из окон второго этажа. Их тут же расстреливали. Расстреливали и матерей, бегущих спасать своих детей. Всех учителей расстреляли в школьном дворе. Бабушкину сестру Полину и брата Степана увезли в Германию.

Когда гитлеровцы «очистили» школу, они устроили в ней штаб. Комсомолец Павел Колодин забросал окна штаба бутылками с горючей смесью. Фашисты поймали его и повесили. После войны во дворе школы поставили памятник этому комсомольцу, а школе присвоено имя Павла Колодина. Немцы зверствовали. Они искали комсомольцев и евреев. Если в каком-то доме находили, то расстреливали всю семью. Комсомольцев вывели на площадь и сожгли на глазах у местных жителей. Все плакали. Матери руками закрывали своим детям глаза, чтобы те не видели этого ужаса. Несколько месяцев фашисты были в Сталино. Потом пришли советские войска  и освободили город. Но жить здесь было уже невозможно. Кругом разруха, есть нечего. Люди стали перебираться в окрестные деревни.

Весной 1943 года фашисты вошли в деревню Богоявленку, где в это время  жила моя прабабушка с четырьмя маленькими детьми. Выгнав их в сарай, немцы  разместились в доме. Они чувствовали себя хозяевами. Доили коров и пили молоко, собирали из гнёзд яйца, ловили и жарили кур. Дети же сидели в сарае голодные. Однажды бабушкин брат, ему было девять лет, подбежал к котлу и вытащил кусок курицы. Немцы чуть не убили его. Не убили, но в любую минуту могли убить. Законов не было. Не было суда, порядка. Были только приказы. Приказывали женщинам песни петь — пели. Приказывали детям плясать — те плясали, чтоб остаться в живых. А фашисты хохотали да играли на губных гармошках. Человеческая жизнь ничего не стоила.

Два месяца гитлеровцы «гуляли» в деревне, держа в страхе стариков, женщин и детей. Уходя из деревни, обливали бензином дома и сжигали их, резали оставшихся свиней и увозили их с собой, угоняли коров. Торопились фашисты. Погнали их наши солдаты далеко, до самой Германии.

После войны вернулись бабулины брат  и сестра. А мой прадедушка пропал без вести. Когда я слушал бабушкин рассказ, у меня на глазах выступали слёзы. Наверное, нужно очень любить жизнь и свою Родину, чтобы в таких условиях выжить и победить врага. Низкий поклон и вечная память тем, кто выстоял, кто победил, кто отдал за нас свои жизни.

 

Помните, покуда сердца стучатся.

Помните, какою ценой завоёвано счастье.

Помните!

Скороход Иван, 5 класс, Волжская СОШ, 2005 год.

Печать E-mail